Статьи

Статьи

Беру дополнительную минуту!

Как часто бывает, что при продажах проектов по созданию информационных систем кому-то получается обойти конкурентов только из-за того, что кто-то даёт клиенту предварительную оценку бюджета, а кто-то нет.  Почему многие не могут сказать предварительный бюджет? Об этом мы сегодня и поговорим.

Может быть они считают, что такая оценка слишком приблизительна и по этой причине стесняются ее выполнять?
Но, позвольте, ведь и клиент понимает, что невозможно точно оценить проект без технического задания. Клиенту на начальной стадии достаточно представлять хотя бы порядок цифр, что бы принять принципиальное решение о создании системы.

Может быть квалификация не позволяет выполнить оценку в условиях недостатка информации?

Да, выполнить предварительную оценку не так уж легко, особенно если информация о предстоящем проекте собрана кое-как и опыт выполнения подобных проектов отсутствует.
Здесь можно порекомендовать изучить соответствующую литературу, например книгу "Сколько стоит программный проект".
Кстати, отсутствие предварительной оценки бюджета проекта - верный признак отсутствия у подрядчика опыта. После выполнения десятка проектов по созданию информационных систем выполнить приблизительную оценку не составляет большого труда, так как на большинство "граблей" компания уже наступила.

Может быть коммерческая служба подрядчика не показывает предварительную оценку бюджета заказчику боясь его "испугать"?
Такое тоже возможно. Они рассуждают примерно так: "Начнем проект, заказчик постепенно втянется, потратит определенные суммы и будет вынужден доводить проект до конца не взирая на объем расходов".
По опыту сотрудников нашей компании, такой подход ни к чему хорошему не приводит.

Что нужно для правдоподобной оценки проекта?
Нужны три составляющих:

1. Грамотная декомпозиция работ, выполненная на основе пожеланий заказчика и собственного опыта выполнения подобных проектов.
Например, по словам финансового директора заказчика "хотелось бы видеть план-фактный анализ деятельности предприятия в разрезе ЦФО" можно предположить, что содержание работ по созданию информационной системы будет включать:
1.1. Создание системы справочников финансового блока
1.1.1. Создание справочника ЦФО
1.1.2. Создание справочника статей доходов и расходов
1.2. Создание блока формирования бюджета доходов и расходов
1.2.1. Создание электронного документа "Бюджетная операция"
и так далее.


2. Нормативы на выполнение работ, которые должны быть выработаны на основе логики и предыдущего опыта. И которые должны уточняться при выполнении новых проектов.
Нормативы могут быть следующими:
- Создание простого открытого справочника - 2 нормо-часа.
- Создание электронного документа с Х реквизитами шапки и Y табличными частями в каждой из которых по Z реквизитов - 8 нормо-часов.
- Создание простого отчета на основании SQL-запроса - 4 нормо-часа.
Конечно, нормативы могут быть более или менее подробными, но они должны быть иначе каждый раз для одних и тех же работ будет получаться разная оценка.

3. Экспертный учет возможных рисков проекта.
Например, риск того, что руководитель со стороны заказчика не сможет организовать сбор и передачу информации на стадии разработки технического задания.
Или, например, риск, связанный с тем, что объем обрабатываемых в единицу времени документов у заказчика очень велик.
При предварительной оценке бюджета проекта обязательно нужно делать поправки на выявленные риски.

И это все, что требуется.
По опыту сотрудников компании «Абсолют-Софт корпоративные проекты» весь процесс предварительной оценки может занять от 4-х до 8 часов, из которых половина уходит на встречу с клиентом.
Но что такое 8 часов, если речь идет о проекте на несколько миллионов?


Возврат к списку