Статьи

Статьи

Куда приведут холдинг грамотные решения, принятые на основе "достоверных" данных?

Думаю ни для кого не секрет, что любой наш поступок, любое наше решение основано на полученной нами информации. Недаром один из самых влиятельных и богатейших людей мира сего придумал, ставшую такой популярной, фразу: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Речь, конечно, идет о Натане Ротшильде.
Один довольно известный эпизод его жизни полностью подтверждает данное высказывание. Осмелюсь Вам его напомнить… Итак.

Двести лет назад Наполеон проигрывал англичанам Битву при Ватерлоо. По легенде, за сражением внимательно наблюдали Натан и Якоб Ротшильды. Кроме финансовых забот, Ротшильды могли позволить себе лишь одно хобби - почтовых голубей. После битвы голуби были немедленно выпущены с шифрованными инструкциями, привязанными к лапкам. Но Ротшильды не хотели рисковать и, едва убедившись, что Наполеон проигрывает сражение, Натан, загоняя дорогих лошадей, сам мчится в Лондон.
Утром Натан Ротшильд явился на Лондонскую биржу. Он был единственным в Лондоне, кто знал о поражении Наполеона. Сокрушаясь по поводу успехов Наполеона, он немедленно приступил к массовой продаже своих акций. Все остальные биржевики сразу же последовали его примеру, так как решили, что сражение проиграли англичане. Английские, австрийские и прусские ценные бумаги дешевели с каждой минутой и… оптом скупались агентами Ротшильда. О том, что Наполеон проиграл битву, на бирже узнали лишь через день. Многие держатели ценных бумаг покончили с собой, а Натан заработал 40 миллионов фунтов стерлингов. Реальная информация, полученная раньше других, позволила Ротшильдам вести беспроигрышную игру на бирже.

Такое, конечно же, могло произойти два века назад, но и в нынешнее время современных технологий и всеобщей осведомлённости попасть в подобную ситуацию довольно просто. Об этом мы сегодня и поговорим.
Разговор наш пойдет о грамотных управленческих решениях принятых на основе недостоверных данных.

Эффективное управленческое решение, принятое на базе достоверной информации об управленческой ситуации, — один из важнейших факторов успешной деятельности организации. В то же время решение, принятое на основе недостоверной информации или не учитывающее тенденции развития объекта управления, в качестве которого может выступать предприятие, а иногда и целая отрасль, может стать причиной значительных экономических потерь.

Рассмотрим, к  чему же могут привести грамотные решения, основанные на «достоверных данных» на примере телекоммуникационной компании.
Начнем с того, что разберемся, чем же всё-таки занимается телекоммуникационная компания. А она, безусловно, продает некие услуги связи. В большинстве случаев услуги предоставляются по нескольким направлениям. Не будем вдаваться в подробности, что именно это за направления. Скажем главное, как и в 90% случаев одно из этих направление более рентабельно, другое менее рентабельно.  Очень часто бывает и то, что часть каких-либо направлений содержится только за счет других. Такое случается если не видно себестоимость этих услуг. Нерентабельные направления в лучшем случае приводят к сдерживаю роста бизнеса. Ну а в худшем к полному банкротству.

Если же случилось так, что одно из направлений вашего бизнеса оказалось убыточным не нужно пытаться «воскресить мертвых», лучше вложите средства, которые идут на его поддержание и те проекты, которые приносят вам прибыли.

Рассмотрим  крупную телекоммуникационную компанию, некую «ГромадаТелеком» («ГТ»).  Допустим «ГТ» является одним из крупнейших поставщиков услуг связи в России и странах СНГ и оказывает частным лицам услуги сотовой связи (в различных стандартах), услуги мобильного интернета (для мобильных телефонов, компьютеров и планшетов) и мобильного телевидения,  а так же услуги проводной телефонной связи, широкополосного доступа в интернет, кабельного телевидения и сопутствующие услуги, в частности поставку оборудования и пр.

Помимо частных лиц компания «ГТ» работает ещё и с корпоративными клиентами. Им она предлагает услуги мобильной связи, интернета в офис, телеинфо (SMS-рассылки) и межмашинного взаимодействия (М2М) для разных отраслей бизнеса, а так же сопутствующие услуги.

У данной компании довольно высокая прибыль и большие тенденции роста.  Представим на минуту, что в очередном годовом отчете нет ожидаемого роста, прибыль еле-еле дотягивает до прошлогоднего показателя. Руководство в бешенстве, топ-менеджеры в ужасе, рядовые сотрудники в панике… И тут встает извечный вопрос «Кто виноват и что делать?». Давай те попробуем ответить на эти вопросы.
Для начала попробуем основные бизнес-сегменты компании «ГромадаТелеком».
Итак. Для начала рассмотрим работу с частными лицами. Основными сегментами здесь являются: мобильная связь  (включающий мобильный интернет и ТВ), услуги домашних телекоммуникаций (домашний интернет и ТВ, телефония). В корпоративном же секторе можно выделить: мобильную связь, интернет в офис, М2М и услуги по SMS-рассылке. Итого 6 сегментов. Так думает руководство компании «ГТ».

В данном случает отчет о прибыли «ГТ» за последний год будет выглядеть так:



  И вроде бы все понятно и сразу видно «кто виноват» и от какого «слабого звену» нужно избавляться, но что если картина обстоит не совсем так, а правильнее сказать совсем не так… Ситуация в таком плане может быть совсем плачевная.

И всё дело здесь в некорректном понимании своих бизнес сегментов. Руководство компании объединило под «мобильной связью» такие бизнес-единицы, как сотовая связь, мобильный интернет и мобильное ТВ. Но на самом деле это довольно обособленные сегменты, ведь не всем их абонентам, пользующихся услугами сотовой связи, нужен мобильный интернет или мобильное ТВ. Тоже самое касается и «домашней телефонии».
Попробуем рассмотреть их более подробно:


 
Картина изменилась, не правда ли?
Оказывается, что данные по прибыли, приведенные в первой таблице, были недостоверны, т.к. неправильно разносились затраты по сегментам. Для того, чтобы разносить затраты правильно существует множество методик и это, пожалуй, тема отдельно статьи к которой мы обязательно вернемся в будущем.
После того как всё процессы стали автоматизированы и затраты перестали «разноситься в экселе» возникло совершенно иное видение ситуации. Оказалось, что низкая рентабельность «домашних коммуникаций» может обернуться довольно прибыльным направлением «домашний интернет», а довольно прибыльная «сотовая связь» имеет свое слабое звено в виде «мобильного ТВ».

Первоначально прямые расходы относили целиком на направление, а косвенные расходы распределяли не совсем корректно и, в результате, прибыль по направлениям рассчитывалась не верно. Выглядело это таким образом:
 

После того, как правильно выделили сегменты и стали корректно относить прямые расходы и распределять косвенные (стали использовать одну из передовых методик, например Active Based Costing) все встало на свои места:


 

Я думаю, что не ошибусь, сказав, что в данном случае в первом варианте компания использовала не совсем достоверные данные, а точнее только часть информации. Избежать этого можно лишь тщательной и досконально анализируя информацию, в источниках которой вы абсолютно уверены!

Но ведь кроме анализа текущей операционной деятельности есть ещё и инвестиционная проектная деятельность, где существует необходимость заранее рассчитывать рентабельность и прибыльность проектов.  И что же будет если допустить ошибку на данной стадии?

В завершении хочет ещё раз напомнить Вам знаменитую фразу Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Никогда не забывайте об этом!

 


Возврат к списку