Статьи

Статьи

Идеальный процесс создания информационных систем. Тестирование. Зачем оно нужно?

Зачем?

Всем понятно, что программное обеспечение, разработанное для решения определенных задач должно решать эти определенные задачи. К сожалению, часто получается не совсем так. Программа, которая должна была выполнить простое действие, явно указанное на нажатой Вами кнопке, выполняет совсем другое – приводит Вас в ярость.

Даже, если Вы настолько терпимы, что можете в течение получаса 18 раз перезапустить программу после сбоя и только после этого метнуть монитор точно в окно, Вы согласитесь с тем, что работа с данной программой была бы более комфортной, если бы она не «падала».

Как же сделать так, что бы случаи падения, зависания, невыполнения нужных действий разработанной Вами программы стали весьма редкими?

Точного ответа на данный вопрос нет. Но на протяжении столетий самые мудрые ученые годами думали на эту тему и, смогли таки, найти средство, которое если и не устраняет всех ошибок программы, то, по крайней мере, создает иллюзию деятельности по их устранению.

И это средство называется ТЕСТИРОВАНИЕ программного продукта.

По мнению мудрых людей, Тестирование является одним из наиболее устоявшихся способов обеспечения качества разработки программного обеспечения и входит в набор эффективных средств современной системы обеспечения качества программного продукта[1].

Качество программного продукта характеризуется набором свойств, определяющих, насколько продукт "хорош" с точки зрения заинтересованных сторон, таких как заказчик продукта, спонсор, конечный пользователь, разработчики и тестировщики продукта, инженеры поддержки, сотрудники отделов маркетинга, обучения и продаж. Каждый из участников может иметь различное представление о продукте и о том, насколько он хорош или плох, то есть о том, насколько высоко качество продукта. Таким образом, постановка задачи обеспечения качества продукта выливается в задачу определения заинтересованных лиц, их критериев качества и затем нахождения оптимального решения, удовлетворяющего этим критериям.

Когда и кто?

По мнению опытных разработчиков, тестирование программного продукта должно проводиться прям с самого начала его создания. Но при этом, сами опытные разработчики в тестировании не должны принимать участия, так как не царское это дело. Тестировать программный продукт должны специально обученные сотрудники, называемые тестировщиками, ибо даже самый опытный разработчик не сможет увидеть свою ошибку, даже с использованием самых новейших оптических приборов.

Тем не менее, все разработчики сходятся во мнении, что тестирование программного продукта с точки зрения классификации по целям должно делиться на два класса:
- Функциональное тестировани
- Нефункциональное тестирование

Функциональное тестирование

Под функциональным тестированием понимается проверка соответствия программного продукта функциональным требованиям, указанным в техническом задании на создание это продукта.

Если говорить проще, то при функциональном тестировании проверяется выполняет ли программный продукт все функции, которые должен.

Итак, Вы таки решились провести функциональное тестирование. Вы заглядываете в техническое задание, читаете функциональные требования и понимаете, что по крайней мере они расположены не в том порядке, в каком можно производить тестирование. Вы будете удивлены, что еще достаточно давно другие уже заметили это несоответствие и придумали как его преодолеть.

Для проведения функционального тестирования персоналом отдела технического контроля разрабатывается документ программа и методика испытаний функционала приложения (ПМИ). Документ ПМИ содержит перечень сценариев тестирования программного продукта (test cases) с подробным описанием шагов. Каждый шаг сценария тестирования характеризуется действиями пользователя (специалиста по тестированию) и ожидаемыми результатами – ответной реакции программы на эти действия. Программа и методика испытаний обязана имитировать эксплуатацию программного продукта в реальном режиме. Это означает, что сценарий тестирования должен быть построен на основе анализа операций, которые будут выполнять будущие пользователи системы, а не быть искусственно составленной последовательностью понятных только разработчику манипуляций.[2]

Обычно, функциональное тестирование проводится на двух уровнях:

·         Компонентное (модульное) тестирование. Тестирование отдельных компонентов программного продукта, сфокусированное на их специфике, назначении и функциональных особенностях.

·         Интеграционное тестирование. Данный вид тестирования проводится после компонентного тестирования и направлен на выявление дефектов взаимодействия различных подсистем на уровне потоков управления и обмена данными.

 

Нефункциональное тестирование

Нефункциональное тестирование оценивает такие качества программного продукта, как, например, эргономику или производительность.

Думаю, важность данного вида тестирования понятна и не требует обоснования. Ведь всем понятно, что если, к примеру, производительность системы не достаточна, то пользователям придется по пол дня ждать отклика на свои действия, что может привести к их массовой спячке.

Как следует из названия, при нефункциональном тестировании проверяется соответствие программного продукта нефункциональным требованиям из технического задания на его создание. И, как в случае с функциональным тестированием, для нефункционально разрабатывается программа и методика испытаний.

Тестирование производительности

В ходе этапа тестирования производительности в первую очередь проводят нагрузочное тестирование, целью которого является проверка, будет ли система адекватно реагировать на внешние воздействия в режиме, близком к режиму реальной эксплуатации.

Кроме нагрузочного тестирования проводят испытания в условиях минимальных аппаратных средств и максимальной нагрузки – стрессовое тестирование, а также, испытания в условиях предельных объемов обрабатываемой информации – объемное тестирование.

Выделяют еще один вид тестирования: тестирование стабильности и надежности, которое включает в себя не только длительное испытание программного продукта в нормальных условиях, но и способность его возвращаться в нормальный режим функционирования после непродолжительных периодов стрессовых нагрузок.

Документация для тестирования

Как уже было указано выше, тестирование проводится в соответствии с программой и методикой испытаний, которая разрабатывается в соответствии с ГОСТ 34.603-92.

Для проведения тестирования разрабатывается контрольный пример, который должен содержать достаточно данных для проверки всех режимов работы программного продукта. Обычно, контрольный пример создается совместно заказчиком и исполнителем на основе реальных данных.

Для проведения всех видов тестирования производительности чаще всего создается так называемый генератор данных, который позволяет в автоматическом режиме создать достаточное количество данных, для достижения объективного результата при оценке производительности.

В ходе проведения тестирования составляется протокол тестирования, куда заносится информация о прохождении всех этапов и шагов тестирования и замечаниях полученных на испытаниях.

Если результат тестирования отрицательный, проводится устранение недостатков и повторное тестирование.



[1] Тестирование - способ обеспечения качества. http://www.intuit.ru/department/se/testing/class/free/1/

[2] Тестирование на этапе создания программного продукта. http://codingcraft.ru/testing.php


Возврат к списку