Статьи

Статьи

Особенности внедрения информационных систем управления в современных условиях российского бизнеса...

Автор сразу хочет уточнить, что прекрасно понимает, что сам по себе вопрос «Быть или не быть информационной системе в компании?» принципиально давно решен, причем в положительную сторону. Подавляющее большинство российских компаний в той или иной степени реализует возможности компьютерных технологий, использует различные программные продукты, призванные автоматизировать те или иные области деятельности компании, ускорить бизнес-процессы, сократить количество задействованного в рутинных операциях персонала и так далее.

Однако, практика разработки и внедрения корпоративных информационных систем управления (ИСУ) все настойчивее указывает на то, что большинство современных компаний так и не смогло «оторваться» от представления об ИСУ, как об очень большом и очень продвинутом арифмометре, инструменте, который всего лишь поможет сократить время выполнения определенной операции в N раз, даст возможность уволить Х работников и так далее. Более «продвинутые» представители бизнеса добавят к этому еще уменьшение цикла оборачиваемости денежных средств компании.

Но в условиях все возрастающей современной конкуренции и явно обозначившегося застоя в области развития экономической науки и науки об управлении (все принципиальные открытия, такие как, например, матричные структуры управления, сделаны еще в ХХ веке и сейчас происходит их технологическая «шлифовка») использовать ИСУ только для решения вышеуказанных вопросов – явно недостаточно! И именно поэтому в названии статьи автор имеет смелость говорить о том, что «все только начинается»!

В современных условиях уже абсолютно недостаточно найти ответ на вопрос «Как использовать компьютер (ИТ-технологии, ИСУ) в компании?». Как минимум, нужно ответить на вопрос «Как управлять компанией/бизнесом в эпоху информационных технологий». Но лучше поставить вопрос таким образом «А что, собственного говоря, представляет наш бизнес в эпоху информационных технологий?». При этом следует отметить, что ответить на этот вопрос нельзя один раз, отвечать на него приходится снова и снова, по мере внедрения ИСУ в рамках данной компании!

И вот на этом этапе можно говорить о наличии серьезных понятийных проблем у большинства компании, которые очень серьезно ограничивают эффект от внедрения различных корпоративных информационных систем
Итак, давайте попробуем сформулировать основные преимущества, которые должна получить компания от внедрения КИС и постараемся оценить, как влияет на них степень понимания того, зачем же такая система внедряется.

1. Уменьшаются затраты на оплату труда вследствие усовершенствования организационной структуры управления фирмой.
Во-первых, исчезает необходимость выполнения ряда функций, обязательных при бумажной технологии обработки информации.
Во-вторых, требуется гораздо меньше специалистов высокой квалификации, поскольку большинство «штатных» проблем могут быть решены силами исполнителей на основании четких должностных инструкций и информации, получаемой ими из базы данных. В результате, высококвалифицированные специалисты требуются только для решения «нештатных» проблем, а их, по определению, на порядок меньше. Кроме того, множество алгоритмов подготовки решений, которые в условиях традиционной информационной системы являются достоянием узкого круга высококвалифицированных специалистов, «зашиты» в саму программу.
 
2. Снижаются непроизводительные затраты и увеличивается выручка за счет усовершенствования процесса подготовки и принятия решений.
Во-первых, происходит существенное сокращение длительности цикла подготовки и принятия решений.
Во-вторых, появляется возможность выявления таких характеристик производственного процесса, которые в принципе не могут быть выявлены при ручной технологии обработки информации, и своевременного влияния на них.
 
3. Снижаются затраты времени руководителя на детальную организацию деятельности своих подчиненных.
Внедрение программы создает предпосылки к образованию временных рабочих команд специалистов для решения производственных проблем высокой сложности. Командообразование может происходить без непосредственного участия руководителя; члены команды подбираются исходя из их способности содействовать решению проблемы. Вместо тщательной организации и регламентации всего и всех зарождается самоорганизация.

4. Повышается уровень квалификации и обеспечивается проблемная (а не узкофункциональная) ориентированность специалистов.
Во-первых, повышается квалификация специалистов за счет перераспределения времени в сторону аналитической деятельности, а не учетных операций и рутинного счета на калькуляторе, которые целиком и полностью перекладываются на рядовых исполнителей и компьютер. Специалист получает достаточно времени для детального осмысления, анализа и классификации разнообразных производственных ситуаций.
Во-вторых, обеспечивается проблемная (а не узкофункциональная) ориентированность за счет постоянной работы в команде, причем состав команд все время меняется. В результате, вместо простого выполнения своих функций специалист приобретает бесценный опыт решения производственных проблем в условиях командной работы. Кроме того, он получает ценные знания из смежных предметных и практические навыки из смежных функциональных областей.
 
5. Формируется единое информационное пространство предприятия.
Во-первых, происходит повышение достоверности данных вследствие устранения их дублирования и противоречивости за счет однократного ввода информации в базу данных на том рабочем месте, где она возникает.
Во-вторых, существенно сокращается время на взаимодействие сотрудников между собой, т. к. большую часть нужных им сведений они могут получить из базы данных, не вставая со своего рабочего места. В результате высвобождается свободное рабочее время, и состав функций сотрудника может быть расширен.
В-третьих, появляется информационная база для решения потенциально неограниченного круга производственных проблем.
 
Таким образом, даже бегло оценив основные эффекты, получаемые за счет внедрения корпоративных систем управления, сразу становится понятно, что ключевым из них является высвобождение рабочего времени и сотрудников и руководителя, за счет которого они и должны обеспечить качественный «скачок» в своей деятельности и в деятельности компании. Еще раз следует отметить, что, в силу очень высокой конкуренции и кризиса новых системных открытий в большинстве сфер экономической деятельности, традиционные экстенсивные подходы очень быстро себя исчерпывают, заставляя искать новые качественные решения.

А если инициаторы процесса информатизации и автоматизации (а, как правило, это владельцы/высшие руководители бизнеса) не сумели вовремя ответить на вопрос, о котором говорилось выше, то, как правило, большая часть высвобожденного времени направляется отнюдь не в конструктивное русло. Что, в свою очередь порождает весьма негативные тенденции, как в области мотивации сотрудников, так и в области, как это ни парадоксально звучит, эффективности их работы.

И происходит все это просто потому, что вовремя не была сформулированы новые качественные цели развития!

Поэтому в конкретных экономических и методологических реалиях современного российского бизнеса вопрос о внедрении КИС стоит весьма остро, поскольку именно на этом этапе должны формулироваться новые качественные задачи, для решения которых и внедряется такая система.

Практика показывает, что наибольший эффект дает внедрение КИС с помощью внешней специализированной консалтинговой фирмы, для взаимодействия с которой со стороны компании выделяется активная рабочая группа из мотивированных компетентных сотрудников.

Связано это в первую очередь, с тем, что внедрение КИС требует от внедрения способности посмотреть на деятельность компании под иным углом, отключится от стереотипных подходов, пусть даже и очень привычных, при необходимости подвергнуть сомнению сложившийся порядок вещей. И, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда внедрение пусть и очень перспективной системы заходит в тупик, вызванный именно неспособностью выработать баланс между интересами различных структур компании, подняться чуть выше уровня простого ускорения уже известных и привычных бизнес-процессов компании. Корни этих проблем кроются, как правило, именно в «ангажированности» сотрудников компании, ответственных за ее внедрение, в том, что, пусть и из лучших побуждений, они защищают интересы ограниченного круга лиц/подразделений компании, или оказываются неспособны, в силу сформировавшейся привычки, увидеть новые информационные, методические и иные возможности, которые потенциально может дать им новая система.

Поэтому на современном этапе наиболее перспективным представляется внедрение информационных систем в режиме тесного взаимодействия с внешней неаффилированной консалтинговой структурой. С одной стороны, сотрудники внешней организации не связаны привычкой и сложившимися отношениями с текущей структурой и бизнес-процессами, а с другой стороны, все возрастающая конкуренция в данном секторе обязывает их быть в курсе последних достижений в области корпоративного управления.

Таким образом, залог успеха при внедрении КИС кроется в умении организовать конструктивное взаимодействие между командой внешних консультантов и рабочей группой от самой компании, которая, в свою очередь, владеет глубокими знаниями в конкретной предметной области (по крайней мере, это важнейшая задача, которую должна решить компания при организации у себя процесса внедрения КИС). На данный процесс оказывает влияние целый комплекс психологических, технических и информационных факторов, которые заслуживают отдельного рассмотрения в рамках отдельной статьи.
 


Возврат к списку